детская речь

детская речь
особенности речи
дословесный период
первые слова
дошкольный возраст
детская речь

Детская речь

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) аппарат достигнут определённого уровня развития. Но без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.
Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок учится говорить. Однако это никак не означает, что овладение речью, своим родным языком является в целом результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Такая учебная деятельность включается затем - при изучении грамматики, т. е. системы норм языка, которым на практике уже владеет ребенок, при овладении - на базе устной речи - письменной речью, при изучении иностранного языка, но первичное овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается подлинное понимание речи как речи. Ребенок нормально овладевает речью - научается говорить - пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Способ овладения речью существенно в этом отличен от способа, которым человек, обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй или анализом. Он органически связан с природой речи: речь, полноценная речь человека - не система знаков, значение и употребление которых может быть произвольно установлено и выучено, как выучиваются правила оперирования алгебраическими знаками. Подлинное слово живой речи, в отличие от знака, произвольно устанавливаемого, имеет свою историю, в ходе которой оно обретает свое независимое от моего произвола значение. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включалось в его жизнь и деятельность.
Разница между отдельными детьми в темпах и способах освоения языка так велика, что можно говорить лишь об общих тенденциях, но отнюдь не об обязательных ступенях развития. Могут быть приведены следующие усредненные статистические данные.
Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации – любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. В две-три недели от роду ребенок реагирует на звуки, в один месяц способен различать на слух два слога (типа ба – па), если на них была сформирована определенная реакция, в шесть недель – отвечает улыбкой на привлекательные вещи. В полтора месяца ребенок гулит и образует долгие гласные, в 4 месяца издает гортанные звуки, поворачивает голову, когда с ним разговаривают, в 6 месяцев начинается лепет (двух типов: повторение слогов с одним и тем же согласным типа бабабаба и сцепление разных слогов типа айтада), имитация звуков речи. Между периодом лепета и первыми словами появляются протослова. Первые десять слов ребенка независимо от места, где он растет, обычно являются именами (собственным, родителей, домашних животных, игрушек) и названиями еды и питья (или предметов, в которых они содержатся, т.е., например, соска, бутылка, стакан, чашка). Хотя принято считать, что первые слова называют конкретные вещи, фактически они связаны с целостными ситуациями, ассоциируемыми очень широко с комплексами ощущений. Поэтому перенос какого-то из элементов этого комплекса ощущений в следующую ситуацию вызывает со стороны ребенка соответствующую реакцию в виде того же звукокомплекса, однако взрослый не всегда способен понять и поддержать эту транспозицию. Так, например, слово бабах может означать ситуацию, когда что-то упало и ударилось с громким звуком, а также любой ее компонент: падение, ушиб, громкий звук, мяч или любой похожий на него предмет.  В восемь месяцев говорит мама или папа, в 9 месяцев играет жестами, например в ку-ку, понимает слово нет, называет маму и папу, реагирует на однословные приказы и жесты, изображающие деятельность, употребляет первое слово.
В год ребенок образует последовательности звуков, похожие на предложения, но не выговаривает настоящие слова; появляется второе слово; в год и месяц появляется третье слово, в год и два месяца ребенок реагирует на однословные приказы, не сопровождаемые жестом, в год и 3 месяца говорит 4–6 слов; в 1,4 показывает на названную часть тела; в 1,5 произносит последовательности звуков, которые звучат как предложения с некоторыми настоящими словами; в полтора года словарь может достигать 50 слов, после чего ребенок начинает осмысленно комбинировать два слова; в 1,9 называет отдельные картинки.
В 2 года употребляет множественное число, говорит свои имя и фамилию; в 2 с половиной года адекватно употребляет местоимения (я, мой, ты); задает вопросы о названиях предметов; быстро растет словарь; в 2,9 понимает слова типа холодный, устал, голодный, называет цвета, понимает предлоги на, под, рядом... В 3 года образует предложения из трех слов (первоначально они образуются из комбинаций двухсловных предложений путем их стяжения, т.е. как бы из словосочетаний), понимает противоположные свойства (называет антонимы), словарный запас составляет около 250 слов.
К моменту поступления в школу словарь ребенка составляет 2,5–14 тысяч слов.
На всем протяжении детства пониманию речи предшествует повторение. За повторением следует дополнение, продолжение, ответ на стандартный вопрос (т.е. вставление в готовую конструкцию недостающей части); затем использование в знакомой ситуации, ориентированное на форму, позже смысл слова, а потом уже самостоятельное использование в новой ситуации и комбинирование с другими элементами. Разница в понимании между детьми разного возраста состоит в восприятии длины предложения, его поверхностной и смысловой сложности. Например, совсем маленькие дети склонны рассматривать порядок слов в предложении как отвечающий реальному протеканию события, поэтому предложение «мальчику девочка подарила мячик» может быть проинтерпретировано как «мальчик подарил девочке мячик». Такие формы, как деепричастия и краткие страдательные причастия, многими детьми осваиваются в старшем дошкольном – младшем школьном возрасте, соответственно, они интерпретируются как активные формы глагола. Есть отдельные признаки, влияющие на понимание, например ориентирование по смыслу (если подарок – кукла, то, скорее, ее дарит мальчик девочке), по грамматическим параметрам: в русском языке – ударение на однозначно употребляемом окончании.
Речь взрослого, обращенная к ребенку (так называемый «материнский язык»), специфична: взрослый пытается, но не может точно воспроизвести детские звуки, потому что его артикуляторный аппарат устроен иначе; он должен вести ребенка за собой, предлагая ему такой речевой материал, который несколько опережает то, что может воспринять или произнести ребенок; он должен быть ориентирован на ребенка, поэтому взрослый говорит упрощенно, повторяя многократно одно и то же, утрируя, модулируя, даже пропевая, используя не вполне корректные фразы, иногда называя себя и ребенка по имени, а не при помощи местоимения (т.е. не «я», а «папа», не «ты», а «Полина»).
Взрослый не может разговаривать однословными предложениями: он обязательно включает корень слова в контекст, варьируя свою фразу, задавая будущие валентности слова, выделяя компоненты («Смотри, собака, ах, какая собачка, собачка к нам пришла, вот мы сейчас ее погладим, эту собаченьку»). Внимательное наблюдение показало, что взрослый чаще повторяет за ребенком его речь (дополняя, изменяя, иногда с ошибкой, иногда исправляя, иногда сокращая), чем ребенок за взрослым, тем самым, показывая пример общения. Кроме того, ошибок, особенностей произношения и неологизмов в речи взрослого тоже больше, чем в речи ребенка. Важным инстинктивным свойством речи ребенка является ее постепенное усложнение по мере взросления. Хорошие родители могут оказать большую услугу своему ребенку тем, что они будут, как можно больше называть и объяснять (а не только показывать и приказывать), описывать свои впечатления, переживания, образы, а не только конкретные картинки в книжке, если они будут читать и рассказывать, а не только показывать мультфильмы.

детская речь

Rambler's Top100
Карта сайта | Рекомендуем | Педиатр.ру - советы детского врача